Он не считал себя туристом, он был путешественником... ...Важное отличие между туристом и путешественником, говорил он, было в том, что первый принимает свою цивилизацию без вопросов, тогда как путешественник сравнивает её с другими, отвергая то, что приходится ему не по вкусу.
Пол Боулз





вторник, 5 декабря 2017 г.

Итальянский город, вставший на пути Рима /The Italian city that stood up to Rome

Сильвия Маркетти
 
Спросите любого итальянца, и он, вероятнее всего, никогда не слышали о древней Норбе, когда-то процветающем древнем латинском городе, расположенном примерно в 50 км к югу от Рима. Примостившаяся на краю скалы в Апенинах, регион Лацио на западе Италии, Норба, теперь в руинах. Она является одним из лучших в стране примеров городского планирования сохранившемся несколько тысячелетий. Ее расположение было почти неуязвимым: в город, окруженный стеной, построенной из колоссальных валунов известняка, можно было попасть только через единственные ворота.
 


Смотрит Норба на болото, осушенное в тридцатых годах прошлого века по приказу Муссолини, некогда бывшее рассадником малярии и отличным наблюдательным пунктом для обнаружения войск противника, в том числе и тех, которые приходили из соседнего Рима. Некоторые из древних смотровых башен Норбы все еще сохранились, стоя на страже, словно каменные гиганты.Согласно мифу, чтобы построить стены вокруг города, образующие многоугольник площадью 38 гектаров, были устроены соревнования среди гигантов-циклопов, которые поднимали массивные валуны. Эти блоки темно-серого известняка выдержали испытание временем, пережили грабителей, землетрясения и наводнения. Во времена заражения малярией, эпохе, которая длилась веками, жители долины бежали на холмы в поисках убежища, многие находили приют в древних стенах Норбы.  Войдя под главные ворота Порта Маджоре, попадаешь в древний город. Груды камней очерчивают фундаменты домов и ремесленных производств, остатки бастионов, некогда имевшие высоту 13 метров, поглащены растительностью, от термальных ванн остались лишь глубокие выемки.
Тысячи лет назад троянский герой Энея, покинув горящую Трою, высадился на близлежащих берегах; говорят, что его потомки и последователи, энеады, основали Норбу. К V веку до н.э. процветающая латинская община, которая выигрывала от стратегического положения своего города, прочно обосновалась в этих местах. 
Бежавшие от троянского пожара латиняне, поселившись в Норбе, отказались сдаться Имперскому Риму. Они объединили свои силы с 30 местными племенами и сформировали Латинскую лигу, конфедерацию для общинной защиты региона. Лига столкнулась с Римом в начале V века до н.э. Это была первая из многих битв между двумя противниками. Несколько столетий спустя в первой римской гражданской войне, жители Норбы проиграли. В течение нескольких месяцев они с горечью боролись против безжалостного римского полководца Суллы, который хотел вернуть Рим от республики к диктатуре.  
Идя по городским руинам, представляешь осаду. Представляешь римские войска, атакующие прочные стены, возведенные циклопами, людей, толпящихся за известняковыми стенами, хватающихся за мечи и копья. Когда стало ясно, что надежда потеряна, люди Норбы предпочли умереть, чем стать жертвой врага. Проходя мимо развалин того, что когда-то было чьим-то домом, представляешь сопротивление и насилие, происходившее здесь. В углу виднеются разбитые столбы и останки каменной скамьи.


Проносится ветер, и невольно ощущаешь дымный запах горящего города. Норбайцы поджигали свои дома. Те, кто не совершил самоубийство, сгорели заживо. Когда римляне ворвались в город, надеясь на сокровища, золото и драгоценные камни, то не нашли ничего, кроме пепла.
К I столетию н.э. Норба была объявлена вымершей.
Продолжая вести по ухабистой, мощеной местноси к главной площади города, где когда-то рынок был пульсирующим сердцем общины, тропа, после легкого уклона в сторону края пропасти, добирается до того места, где когда-то стоял городской храм. Это самая впечатляющая часть Норбы. Темпл с открывающимся на долину видом, огромные камни, поддерживающие колонны с замысловатыми фрески с изображениями богов.
Сегодня здесь дуб, чьи листья и ветви сотрясает дикая дрожь, когда с побережья дует ветер, наблюдает с края пропасти, как парапланерист собирается прыгнуть с руин храма, а затем скользить в вышине над долиной к Тирранскому морю. Далеко в низине массивные возвышенности Апенин уступают место низменности, известной своими плантациями киви...

... Вернувшись в Порта Маджоре,  останавливаешься, чтобы снова полюбоваться известняковыми валунами. Люди Норбы, возможно, погибли, и их город превратился в пепел, но стены остались непоколебимы в течении времен, повторяя героическую историю латинян, которые жили в этой части Италии.

Источник: bbc.com/travel

Комментариев нет:

Отправить комментарий